Какой пробег электровелосипеда на одной зарядке

Рассчитывая батарею для своего электровелосипеда или перед покупкой готового комплекта возникает логичный вопрос – какой пробег она сможет обеспечить на одной полной зарядке. К написанию статьи побудили заоблачные характеристики от некоторых недобросовестных продавцов и рекламщиков электротранспорта.

Пробег электровелосипеда на одной зарядке
Как например здесь…

Иногда складывается впечатление, что пробег измерялся в условиях низкой гравитации и разряженной атмосферы.

Здесь я приведу конкретные примеры, какие результаты получились у меня с батареей, с измеренной фактической ёмкостью.

На таких малых удельных мощностях как в случае с электровелосипедом, пробег на одной зарядке будет зависеть от многих факторов. Постараюсь затронуть основные. Во всех замерах поездки были исключительно на ручке газа, без педалей.

Конфигурация электровелосипеда

Потребляемая мощность на километр пути зависит от типа применяемого двигателя. Для велосипедов до 250 Вт лучшим вариантом является редукторный мотор. (Именно мощность двигателя до 250 Вт это велосипед по ПДД. Всё, что выше – мопед и мотоцикл, для которых обязательны категории М и А соответственно.)

Дело в том, что мотор колесо прямого привода малой мощности не в состоянии выдать хороший крутящий момент со старта до набора скорости хотя-бы 10 – 15 км/ч. Энергия батареи в таком режиме больше тратится на нагрев обмоток а не на движение. Моторколёса с прямым приводом в ободе большого диаметра становятся актуальными на мощностях более 1 кВт. Но это уже не из категории велосипедов.

Редукция позволяет намного улучшить эту ситуацию. Обычно коэффициент редукции в редукторном моторколесе составляет около 4:1. Ротор сделает в 4 раза больше оборотов, чем колесо. Крутящий момент на колесе при этом возрастет также в 4 раза. Это позволяет двигателю увереннее стартонуть, быстрее разогнаться и выйти на нормальные обороты с высоким КПД.

То же самое и с кареточным мотором, редукция там тоже делает своё дело. Кареточный мотор также за счет цепной передачи позволит пользоваться штатным переключателем скоростей. Это ещё больше расширит возможность регулирования тяги на старте и на высокой скорости. Редукторное моторколесо в свою очередь проще в установке, дешевле, надежней и требует меньшее ТО.

Двигатели конечно это отдельная обширная тема. Но в случае с темой о пробеге они обязательно должны быть упомянуты.

Конфигурация моей “электрички”

  • двигатель редукторный в заднем колесе 250 Вт / 36 В. (В моём случае мотор работает в форсированном режиме)
  • контроллер самый обычный китайский 350 Вт / 18 А
  • батарея 11,5 А/ч (фактически), 48 В, (Запас энергии 552 Вт/ч)

Максимальная скорость по хорошей дороге, в безветренную погоду с полной массой повозки 90 кг – 35 км/ч .

В городских условиях, с периодическими остановками и средней скорости движения 25 км/ч пробег на полном заряде получается 35 км. Средний расход 15 Вт/ч на 1 км пути.

При поездках в полевых условиях по сухим грунтовым лесным дорогам с небольшими кочками пробег около 32,5 км. Средний расход 17 Вт/км.

Ёмкость и конфигурация батареи

Моя батарея собрана из литий-железо-фосфатных аккумуляторов LiitoKala 3,2 V 32700. Заявленный отдаваемый ток у таких ячеек до 33 А. Конфигурация 15S 2P. То есть при работе с моим контроллером она имеет неплохой запас по току. И работает абсолютно “не напрягаясь”.

Ёмкость собранной батареи измерялась с помощью ваттметра FT08 RC 150A. И составила 11,5 А/ч при разряде током 10А. Ваттметр достаточно точный, его хвалят в кругах авиамоделистов и его показаниям вполне можно доверять.

Если у Вас покупная батарея, то есть смысл замерить её реальную ёмкость. Она с высокой вероятностью не будет совпадать с маркировкой. Китайские батареи маркируются по упрощенному принципу. Например, если батарея собрана из элементов 18650 промаркированных как 3300 мА/ч, при конфигурации батареи 13S 4P, ёмкость на шильдике будет 4*3300=13200 мА/ч 48 В. Это может абсолютно не соответствовать фактически отдаваемой ёмкости при разряде на велосипеде. Во-первых изначально ёмкость элементов может быть меньше заявленной. Во-вторых, как правило паспортная ёмкость 3300 мА/ч получается при разряде током 0,5 С. При разряде бОльшим током ёмкость будет меньше (зависит от модели ячейки). Таким образом фактическая ёмкость при разряде на велосипеде может составить и 10 А/ч, вместо заявленных 13,2 А/ч. Расчетный пробег электровелосипеда на одной зарядке в таком случае конечно не будет совпадать с реальным. Даже в идеальных условиях поездки.

При выборе батареи или при выборе комплектующих для её сборки необходимо учитывать, что она не должна работать на пределе своих возможностей. Необходимо учитывать не только ёмкость, но и ток, который будет от неё потребляться. Например, если для конфигурации с мотором и контроллером как в моём случае, выбрать батарею из тех же банок, но по схеме 15S 1P. То пробег на одном заряде при тех же условиях будет не 35 км/2=17,5 км. Пробег будет не более 16 км.

Даже учитывая то, что банка способна отдавать ток 18 А, она отдаст в таком режиме не 5,75 А/ч, а около 5,5 А/ч. Дело в том, что она отдаёт уже ток 1,3С продолжительно при равномерном движении и 3,2С при разгоне.

В случае с конфигурацией 15S 2P потребляемый ток от одной банки 7,5А/2=3,75А (0,65С) при равномерном движении. И 18А/2=9А (1,56С) при разгоне.

Условия поездки и пробег электровелосипеда на одной зарядке

И опять же повторяясь о особенностях передвижения на малых удельных мощностях…

На затрачиваемую для передвижения мощность будут сильно влиять внешние факторы. Наличие ветра, качество дороги и даже температура окружающей среды.

На встречный ветер со скоростью уже 10 км/ч (достаточно ощутимый) такому мотору ехать заметно труднее. При скорости движения 20 км/ч средний расход по хорошей дороге составил 19 Вт/км. Зато попутный ветер даёт обратный эффект)

При поездке в безветренную погоду по ровному асфальту и лесной/полевой сухой грунтовке при прочих равных условиях – 15 и 17 Вт/км соответственно.

При температуре ниже нуля, литий железо фосфатная батарея выигрывает у литий ионной. Ёмкость у обоих получается заметно ниже. Заметно ощущается просадка напряжения, из-за увеличенного внутреннего сопротивления, особенно на старте. При температуре -15 оС моя LiFePO отдаёт уже не 11,5 А/ч, а 10 А/ч при разряде током 10А. При стартовом токе 18А и остатке заряда менее 30% BMSка её уже отключает из-за сильной просадки напряжения. На Li Ion при такой температуре ещё сложнее рассчитывать.

Стиль езды

Самый опасный враг дальнего пробега. Спросите у любого автомобилиста о расходе топлива в городе и на трассе. Расход отличается более чем в 1,5 раза. Еще больше разница у любителей быстро ускоряться и резко тормозить. С электротранспортом всё то же самое.

103 комментария к “Какой пробег электровелосипеда на одной зарядке”

  1. I am so happy to read this. This is the kind of manual that needs to be given and not the accidental misinformation that’s at the other blogs. Appreciate your sharing this greatest doc.

  2. I do agree with all the ideas you have presented in your post. They’re really convincing and will definitely work. Still, the posts are very short for beginners. Could you please extend them a little from next time? Thanks for the post.

  3. Hi there would you mind sharing which blog platform you’re working with? I’m looking to start my own blog soon but I’m having a difficult time deciding between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and Drupal. The reason I ask is because your layout seems different then most blogs and I’m looking for something completely unique. P.S My apologies for getting off-topic but I had to ask!

  4. I really like your writing style, fantastic information, regards for putting up :D. “In every affair consider what precedes and what follows, and then undertake it.” by Epictetus.

  5. Generally I don’t read article on blogs, however I would like to say that this write-up very compelled me to try and do so! Your writing style has been surprised me. Thanks, quite great post.

  6. It?¦s actually a nice and helpful piece of information. I?¦m happy that you shared this useful information with us. Please stay us up to date like this. Thank you for sharing.

  7. What i don’t realize is actually how you are not actually a lot more well-preferred than you may be right now. You are so intelligent. You already know thus significantly relating to this matter, produced me in my opinion believe it from numerous varied angles. Its like men and women aren’t interested until it’s one thing to do with Girl gaga! Your personal stuffs great. Always take care of it up!

  8. Hi, Neat post. There’s a problem with your web site in internet explorer, would test this… IE still is the market leader and a good portion of people will miss your magnificent writing due to this problem.

  9. Those are yours alright! . We at least need to get these people stealing images to start blogging! They probably just did a image search and grabbed them. They look good though!

  10. My wife and i ended up being very delighted Edward managed to round up his investigations by way of the precious recommendations he grabbed through the web page. It is now and again perplexing to just continually be making a gift of facts which others have been trying to sell. And now we already know we now have you to give thanks to for that. All the explanations you’ve made, the straightforward site navigation, the relationships you can give support to create – it’s got all exceptional, and it is leading our son in addition to the family understand the article is exciting, which is certainly incredibly serious. Many thanks for all!

  11. My brother recommended I would possibly like this blog. He was once entirely right. This publish actually made my day. You cann’t consider simply how so much time I had spent for this info! Thank you!

  12. My partner and I absolutely love your blog and find a lot of your post’s to be just what I’m looking for. Does one offer guest writers to write content for yourself? I wouldn’t mind composing a post or elaborating on a number of the subjects you write related to here. Again, awesome site!

  13. I have been surfing online greater than three hours these days, yet I by no means found any interesting article like yours. It?¦s lovely value sufficient for me. Personally, if all site owners and bloggers made good content as you did, the net might be a lot more helpful than ever before.

  14. Good ?V I should definitely pronounce, impressed with your site. I had no trouble navigating through all tabs and related info ended up being truly simple to do to access. I recently found what I hoped for before you know it at all. Reasonably unusual. Is likely to appreciate it for those who add forums or something, website theme . a tones way for your customer to communicate. Excellent task..

  15. Hi there, just became aware of your blog through Google, and found that it’s really informative. I am going to watch out for brussels. I’ll be grateful if you continue this in future. Many people will be benefited from your writing. Cheers!

  16. Hey there! I’m at work surfing around your blog from my new apple iphone! Just wanted to say I love reading your blog and look forward to all your posts! Carry on the outstanding work!

  17. Hi there would you mind letting me know which web host you’re working with? I’ve loaded your blog in 3 completely different browsers and I must say this blog loads a lot faster then most. Can you recommend a good hosting provider at a honest price? Thanks a lot, I appreciate it!

  18. I think this is among the most significant information for me. And i’m glad reading your article. But should remark on some general things, The website style is ideal, the articles is really excellent : D. Good job, cheers

  19. Very good blog you have here but I was wondering if you knew of any user discussion forums that cover the same topics talked about in this article? I’d really like to be a part of group where I can get suggestions from other experienced individuals that share the same interest. If you have any suggestions, please let me know. Thanks a lot!

  20. Youre so cool! I dont suppose Ive learn something like this before. So nice to find somebody with some authentic ideas on this subject. realy thank you for beginning this up. this web site is one thing that’s needed on the internet, someone with a little bit originality. useful job for bringing one thing new to the web!

  21. You are my breathing in, I possess few blogs and occasionally run out from post :). “Fiat justitia et pereat mundus.Let justice be done, though the world perish.” by Ferdinand I.

  22. Oh my goodness! a tremendous article dude. Thank you Nevertheless I’m experiencing problem with ur rss . Don’t know why Unable to subscribe to it. Is there anybody getting equivalent rss drawback? Anybody who knows kindly respond. Thnkx

  23. Very good blog! Do you have any recommendations for aspiring writers? I’m hoping to start my own site soon but I’m a little lost on everything. Would you propose starting with a free platform like WordPress or go for a paid option? There are so many options out there that I’m totally overwhelmed .. Any recommendations? Thanks a lot!

  24. Thanks for sharing superb informations. Your web-site is very cool. I am impressed by the details that you¦ve on this blog. It reveals how nicely you understand this subject. Bookmarked this website page, will come back for more articles. You, my pal, ROCK! I found just the information I already searched all over the place and just could not come across. What a perfect web-site.

  25. Great – I should definitely pronounce, impressed with your site. I had no trouble navigating through all the tabs and related information ended up being truly easy to do to access. I recently found what I hoped for before you know it at all. Quite unusual. Is likely to appreciate it for those who add forums or something, site theme . a tones way for your client to communicate. Excellent task..

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.